Ошибки прежние

Прошел вебинар на тему «Правила заявления в декларациях на товары сведений, необходимых для целей валютного контроля. Типичные ошибки, допускаемые декларантами при заявлении сведений в декларациях на товары».

Вебинар провела Ольга Хлыбова, начальник отдела валютного контроля Уральской электронной таможни. Прежде всего она перечислила основные нормативно-правовые акты, регламентирующих данную сферу, – это Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 «О форме декларации на товары и порядке её заполнения», приказ ФТС России от 21.08.2007 № 1003 «О классификаторах и перечнях нормативно-справочной информации, используемых для таможенных целей», Решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 378 «О классификаторах, используемых для заявления таможенных документов» и Инструкция Банка России от 16.08.2017 № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учёта и отчётности по валютным операциям, порядке и сроках их представления».

Затем докладчица обозначила ошибки, допускаемые при заполнении граф ДТ. Наиболее распространенной ошибкой при заполнении графы 9, где указывается лицо, заключившее или от имени либо по поручению которого заключен договор при совершении внешнеторговой сделки, является заявление неполных или недостоверных сведений. Сведения о лице, указанные в графе 9, должны совпадать со сведениями, указанными в контракте и в уникальном номере контракта.

 Частая ошибка в заполнении графы 22 – буквенный код валюты цены договора, указанный в первом подразделе графы 22, не соответствует коду валюты контракта, поставленного на учет в уполномоченном банке: сведения о валюте цены должны быть указаны на основании договора, поставленного на учет в банке, а не на основании счета на оплату. 

Также встречаются случаи некорректного пересчета валюты договора, когда счет на оплату выставлен в другой валюте: пересчет осуществляется по курсу иностранной валюты к рублю, установленному ЦБ России на день принятия декларации таможенным органом, если иной курс или иная дата его определения не установлены условиями договора. 

В графе 24 в первом подразделе указывается трехзначный цифровой код характера сделки в соответствии с классификатором. Во втором подразделе указывается двухзначный цифровой код особенности сделки в соответствии с классификатором. Код характера сделки определяется исходя из вида поставки в рамках внешнеэкономической сделки, сведения о которой заявлены в графе 44 ДТ под кодом 03011. Для указания кода характера сделки нужно определиться, к какому виду поставки относится контракт. «Например, у вас бесплатная поставка, но если она в рамках возмездного договора купли-продажи, то выбираем код 018, если в рамках договора по оказанию услуг – 028 и т.д., – пояснила докладчица. – На практике часто путают код 018 и 058. Последний указывается в случае, когда поставка осуществляется не в рамках видов поставок, указанных в классификаторе под номерами 1-4: это могут быть пробы, образцы, разовые поставки товара для проведения испытаний и т.п.». 

Следующая ошибка – код особенности сделки 06 при характере сделки 058. Код 06 указывается при сделке, на которую не распространяется требование о постановке на учет контракта в уполномоченном банке исходя из суммы обязательств по сделке. Характер сделки 058 не предусматривает заключение договора купли-продажи. Правильный код особенности сделки – 00. В случае декларирования товара физическим лицом – резидентом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, верный код особенности сделки 05. 

В графе 44 указываются сведения о документах, на основании которых заполнена ДТ, подтверждающих заявленные сведения о каждом товаре, указанном в графе 31. Для целей валютного контроля указываются сведения о документах под кодами вида документов, начинающихся с 03 и 04: например, 03011 – контракт, 03012 – дополнение или спецификация, 03031 – уникальный номер контракта, 04021 – счет-фактура или инвойс.  

По словам докладчицы, самая грубая ошибка, которая допускается декларантами, – указание двух документов под кодом 03011. «В прошлом году были случаи указания двух номеров контракта под соответствующим кодом как по одному товару, так и в графе 44 разных товаров, но в одной декларации. В данном случае нарушение основного принципа заполнения декларации: в одной декларации декларируются сведения о товарах, содержащихся в одной товарной партии, – отметила Ольга Хлыбова. – Товарной партией являются товары, перевозимые в рамках исполнения обязательств по одному документу, подтверждающему совершение сделки». 

Еще одна ошибка – некорректное заполнение в графе 44 сведений об уникальном номере контракта (код документа – 03031), в частности, неуказание сведений об уникальном номере контракта при условии, что на сделку распространяются требования о постановке контракта на учет в уполномоченном банке. Бывает обратная ситуация – заявление сведений об уникальном номере контракта в случае, когда он не требуется. 

В заключение докладчица напомнила: когда сведения об УНК в графе 44 под кодом 03031 отсутствуют либо сведения в графах ДТ, используемых для цели валютного контроля, заполнены некорректно, а также не соответствуют сведениям, указанным в УНК, информация о таких зарегистрированных ДТ в уполномоченные банки не поступает. 

Также она обратила внимание на необходимость соблюдать последовательность действий в случаях снятия контракта с учета и перехода на обслуживание в иной банк. «Перед тем как перейти на обслуживание в новый банк участнику ВЭД необходимо сначала сдать справку о подтверждающих документах по выпущенным декларациям. Нарушение последовательности действий при переводе контрактов может послужить причиной отсутствия в новом банке информации о выпущенных декларациях», – резюмировала Ольга Хлыбова.

ОС ФТС